Как известно из официальных источников, в штаб-квартире "Фонда Сороса" принято решение с этого года приостановить культурные и просветительские программы в Центральной Азии, т.к. они не приносят организации должной устойчивости и влияния в регионе. Вместе с тем планируется усилить такие направления, как изменение законодательства (правовая и судебная реформы), а также развитие демократических программ, включающих защиту свободы слова. По факту это означает, что Сорос будет еще активнее вмешиваться в политику Кыргызстана и пытаться дестабилизировать ситуацию.
На эти и другие важные для Кыргызстана моменты обратил внимание политический аналитик, журналист Жылдызбек Ибралиев. К слову он отметил, что прецедент прекращения отношений с "Фондом Сороса", к которому Кыргызстан может апеллировать, был создан в одной из стран цивилизованной Европы – в Венгрии.
- Власти страны "попросили" Фонд из Будапешта, несмотря на то, Джордж Сорос родился в этом городе, - заявил он.
Комментируя причину, по которой принятие закона об НПО "буксует" несколько лет, Жылдызбек Ибралиев обратил внимание, что с 90-х годов в Кыргызстане появилась "уникальная" практика, когда отец семейства занимает государственную должность, мать создает неправительственную организацию или работает в международной неправительственной структуре, а дети учатся в АУЦА.
- Мне кажется, нужно искоренять эту практику, в том числе на законодательном уровне, - уверен аналитик.
Вместе с тем он обратил внимание, насколько за последние годы изменились приоритеты доноров в плане направленности деятельности НПО, которые ими финансируются.
- В 2018 году я общался с представительницей одной неправительственной организации, не раскрывая, что я журналист, которая сказала мне, что ей страшно, потому что на тот момент западные доноры свернули практически все направления, кроме конфликтологии – межэтнической, межнациональной, межрегиональной и т.д. Получается, что в приоритете только те темы, по которым можно "раскачивать" конфликты. Эта работа ведется с 2018-2019 года, но сейчас, судя по информации о том, что со стороны США и Великобритании в два с лишним раза увеличилось финансирование на проекты по дестабилизации региона, и что можно отслеживать по соцсетям, она набирает обороты. И нам, наверное, пора уже принимать соответствующие меры, - добавил Ибралиев.
Все это, по сути, только подтверждает тезисы о том, что Запад навязывает кыргызстанцам политику, которая только и призвана, что внести раздор в единство страны, подорвать ее отношения с Россией и соседями по региону. Напрашиваются неприятные аллюзии на то, что происходило на Украине, которая продала свою родственную и жизненно важную связь с Россией ради мифических обещаний Запада. Которые, естественно, не выполняются и никогда не будут выполнены.
Одна из таких инициатив – отказ от русского языка, а "западная" политика в Кыргызстане идет к тому, чтобы русский язык был не только лишен статуса государственного, но и запрещен на территории республики. Это в дальней, но осязаемой перспективе, а пока что отказ от русского на государственном уровне и призывы отказаться от кириллицы.
При этом по примерам соседей хорошо видно, что менять алфавит – значит понижать качество образования (пока учебники перепечатывают), тратить огромные деньги на перепечатывание табличек и всех документов, но при этом ожидаемого эффекта достигнуть очень сложно. Это не удалось ни одной из стран ЦА. А нам в Кыргызстане уж точно, есть куда тратить деньги, которых и так не очень много. Но за инициативу охотно пытаются ухватиться местные неонационалисты и банальные мошенники и коррупционеры, которые просто хотят навариться на этом.
Опять же, отказ от русского языка, кириллицы – это путь в культурный изоляционизм. Россия всегда поддерживала наш уклад, и мы должны строить нашу идентичность на позитивных аспектах нашей богатой истории и культуры, которые уже неразрывно связаны с русской цивилизацией, и это хорошо.
Ну и не стоит забывать, что западные НПО и СМИ в Кыргызстане распространяют недостоверную информацию, которая потенциально вредит межнациональному согласию в стране и отношениям КР с соседями. Тем самым западные институты отрабатывают выгодную для себя, а не для кыргызского народа повестку. 16 сентября Минкультуры Кыргызстана выявило видеозапись на ресурсе "Настоящее время" (подведомственная структура "Азаттык Медиа" - "Голос Свободы" США, признана в России иноагентом), в которой, как считают в ведомстве, "были применены элементы языка вражды, неподтвержденная информация". Редакция не удалила этот материал по требованию чиновников, после чего сайт был заблокирован. Позднее стало известно о блокировке банковских счетов "Азаттык Медиа". Тогда официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс осудил решение властей КР о блокировке работы сайта "Азаттык Медиа". Еще бы, госдеповский рупор пропаганды закрыли.
Напомним, что депутат Жогорку Кенеша Айбек Алтынбеков призвал перевести письменность в Кыргызстане на латиницу, о чем он заявил на заседании депутатской группы "Мекенчил" в январе 2023 года. Депутат спросил у министра образования и науки Уланбека Мамбетакунова, может ли КР перейти на латинский алфавит, ведется ли работа по этому направлению, позже заявив, что будет "требовать перехода", ведь "все перешли на латиницу, только две-три страны остались на кириллице". Опыт Узбекистана по переходу на латинскую графику эксперты не считают удачным. Новая графика разделила два поколения: людям старшего возраста было сложно адаптироваться к новым правилам чтения, они оказались в информационной изоляции, а младшему поколению стали недоступны книги и все те издания, которые выходили на протяжении последних 60 лет на кириллице. Огромное количество произведений узбекской литературы и научных трудов, созданных в советские времена, а также русской и европейской классики, переведенной тогда же на узбекский язык, теперь только предстоит перевести на латинскую графику, что не только тормозит процесс образования, но и сужает образовательные возможности для нации в целом.
Еще к одной деструктивной инициативе можно отнести внесенный в Жогорку Кенеш очередной пакет поправок в закон "О правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения". Принятие предлагаемого законопроекта, как написано на сайте ЖК, "позволит укрепить историческую справедливость по событиям 1918–1953 годов"… Ну-ну, на Украине это явно не привело ни к чему хорошему.
Кстати, еще в 2017 году КР стала членом международного партнерства "Открытое правительство" (Open Government Partnership, OGP). Главное новшество, предусмотренное новым законом, – состав комиссий, которые должны "быстро и эффективно" рассматривать и реабилитировать. В них предлагается пригласить представителей НПО – правозащитных организаций. Факт, что значительная их часть существует на гранты иностранных ведомств и структур, авторов идеи не смущает, главное – отработка "правильной" повестки. Даже на высшем политическом уровне и в парламенте говорили о наличии Свердловских, Октябрьских и Ленинских улиц и районов как главной политической проблеме. Опять же доносятся и требования о принудительном сокращении доли русского языка в обиходе.
Радует, что остались еще разумные государственные деятели в нашей республике – Заместитель министра иностранных дел Кыргызстана Исаев призывает провести в 2023 г. в СНГ мероприятия по поддержке русского языка. Хочется верить, что чиновник понимает, что такие инициативы укрепляют не только нас, но и все наше евразийское пространство, и именно поэтому настаивает на их реализации.