Введение безразрешительной системы между Кыргызстаном и Беларусью упростило работу грузоперевозчиков и привлекло внимание к этому направлению тех из них, кто ранее на нем не работал. Это выяснилось в ходе опроса, который провела международная "Биржа грузоперевозок ATI.SU" среди своих белорусских пользователей.
Безразрешительная система перевозок с Кыргызстаном вступила в силу с февраля 2024 года. Белорусские перевозчики поделились своим мнением о том, как на их работе отразилось это нововведение.
12% опрошенных возили грузы в Кыргызстан и обратно и до введения безразрешительной системы, и большая часть из них отметила, что после отмены "дозволов" работать стало проще и выгоднее. 28% респондентов задумались о том, чтобы начать работать с новым для них направлением. Введение безразрешительной системы для них - веский довод в его пользу. При этом 60% перевозчиков пока с Кыргызстаном не работают и не планируют - они сосредоточены на других направлениях.
На вопрос о том, как часто поступают заказы на перевозку грузов транзитом через Кыргызстан, только 8% ответили, что работают по маршрутам, проходящим через страну.
Экономики двух стран - Кыргызстана и Беларуси - растут. Об этом свидетельствуют данные Евразийской экономической комиссии за первый квартал 2024 года. Это способствует росту грузоперевозок и взаимному интересу бизнеса к сотрудничеству. Так, Кыргызстан стал лидером среди стран ЕАЭС по росту грузооборота в январе-марте 2024 года, увеличив его по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10,3%. Беларусь, в свою очередь, нарастила грузопоток на 3,1%.
"На Беларусь приходится около 2% грузооборота Кыргызстана со странами ЕАЭС, но опыт работы без "дозволов" на этом направлении важен с точки зрения масштабирования этой практики на всех участников Евразийского экономического союза. Речь об этом периодически заходит на встречах разного уровня. Особенно заметно для перевозчиков Кыргызстана было бы введение "безвизовой" системы с Россией и Казахстаном, на которые приходится 73,7% и 24,3% грузооборота Кыргызстана со странами союза", - комментирует Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной "Биржи грузоперевозок ATI.SU".
Резкий рост товарооборота между Кыргызстаном и Беларусью наблюдался в 2021-2022 годах, когда происходила массовая переориентация транспортных потоков с Запада на Восток. Тогда впервые этот показатель превысил 100 млн долларов. Несмотря на коррекцию по итогам 2023 (сокращение на 18,3%) года ниже этой планки объемы взаимной торговли не опускаются.
"Кыргызстан становится привлекательным партнером для евразийских государств. Для белорусских компаний - это "ворота" в растущие экономики Центральной Азии и в Китай. Например, импорт китайских товаров в республику Беларусь по итогам 2024 года вырос на 80% - а значит, направление динамично развивается и требует новых логистических цепочек. Кыргызским компаниям выгодно сотрудничество с Беларусью, в том числе, как с транзитным пунктом на пути в Европу. Однако сегодня на этом направлении есть проблемы: в начале июня 2024 года на границе Беларуси со странами ЕС стояли в очередях на разных КПП около 2 тыс. фур. Это не способствует развитию белорусского направления даже с учетом такого фактора как безразрешительная система грузоперевозок", - отмечает Эмирлан Бейилбаев.
У кыргызстанских перевозчиков есть альтернативный способ попасть в ЕС по упрощенной схеме. Так, с 1 мая 2024 года безразрешительная система грузоперевозок действует между Кыргызстаном и Турцией. Объем грузоперевозок между странами в 2023 году вырос на 14,7% по сравнению с 2022 годом, что свидетельствует о росте взаимного интереса к сотрудничеству и активизации транзитных схем.