Фонд "Сороса" - фигурант громкого судебного разбирательства в КР

Справка из Вики: Open Society Institute (Фонд "Сороса") - сеть грантодателей, основанная бизнес-магнатом Джорджем Соросом. Фонды "открытое общество" оказывают финансовую поддержку группам гражданского общества по всему миру с заявленной целью содействия правосудию, образованию, здравоохранению и независимым средствам массовой информации.

Зачем мы напоминаем то, что на протяжении десятилетий транслировалось в Кыргызстане из каждого утюга, пытаясь убедить общество, что фонд "Сороса" - чуть ли не наивысшее благо, которое могло снизойти на нашу республику? Потому что в контексте описываемых событий отсылка к "с целью содействия правосудия" звучит очень смешно.

Стало известно, что фонд "Сороса" незаконно завладел правами на известное художественное произведение ветерана-панфиловца, одного из основоположников профессионального кыргызского изобразительного искусства Федора Стукошина.

Так, на днях представитель наследника Стукошина и обладатель авторских прав на его картины обратился к главе государства Жапарову и председателю ГКНБ КР Ташиеву с просьбой взять под контроль судебное разбирательство между, собственно, наследниками, музеем и "Соросом".

В письмах говорится о том, что руководство Кыргызского Национального музея изобразительных искусств имени Гапара Айтиева незаконно распоряжается правами на интеллектуальную собственность в отношении фондовых произведений, и фактически продало Фонду "Сорос-Кыргызстан" права на использование произведений таких кыргызских и советских художников, как Семена Чуйкова, Евгении Малеиной, Федора Стукошина и многих других отечественных авторов.

"В 2018 году Фонд "Сорос-Кыргызстан" заключил договор с Кыргызским Национальным Музеем изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, в рамках которого Фонд "Сороса" использовал эти изображения в рекламном календаре на территориях всех стран мира и на весь срок действия авторских прав.

При этом совершенно цинично был проигнорирован тот факт, что указанные авторские права по закону принадлежат наследникам художников. Естественно, такая ситуация до крайности возмутила истинных обладателей авторских прав. Следует отдельно и особо подчеркнуть, что нарушения права интеллектуальной собственности были подтверждены соответствующими заключениями "Кыргызпатента" и Государственного агентства антимонопольного регулирования при правительстве КР.

По факту нарушения авторских прав наследники художника Федора Михайловича Стукошина были вынуждены обратиться в Первомайский районный суд за защитой нарушенных прав. Но несмотря на однозначность вопроса и абсолютную доказанность прав на художественные произведения, процесс, очевидно, намеренно затягивают. Только за один год заседания откладывались уже 12 (!) раз. Весьма любопытно и показательно, что за время этой волокиты Фонд "Сорос Кыргызстан" в рамках процедуры ликвидации деятельности выводил свои активы, переоформлял имущество. И это притом, что судебной коллегией, а также Верховным судом было принято решение об обеспечении иска в виде запрета (!) на ликвидацию Фонда "Сорос Кыргызстан" и отчуждение его активов.

Как недавно было заявлено представителем этой организации, у фонда больше нет активов, на которое может быть обращено взыскание. Что свидетельствует об активных попытках "Сороса" уйти от ответственности.

А Фонд "Сорос Кыргызстан", пропагандируя и декларируя соблюдение законности, прав граждан и прочие "демократические" лозунги, невзирая на доказанность факта совершенного им нарушения, преступления закона, вины своей не признают. И отрицают права законных наследников. Фонд "Сороса" попросту обнулил, унизил, растоптал таким отношением талант, труд, бесценное достояние и наследие всех этих художников. Унижена, по сути, судебная система Кыргызской Республики, которая не в состоянии оценить и дать однозначный ответ на эти "вольности" "Сороса".

Поражает вот еще, какой факт. Интересы музея в этом процессе представляет юридическая фирма "Арте". А ведь это именно та компания, которая в 2022 году совместно с "Кыргызпатентом" и Международным деловым советом участвовала в семинаре на тему защиты интеллектуальной собственности в сети интернет. Так вот, в рамках данного мероприятия представители "Арте" и "Кыргызпатента" давали музею разъяснения, что он не имеет интеллектуальных прав на фондовые произведения. Однако уже 2024 году фирма "Арте", представляя интересы музея, заняла иную сторону, удобную музею. Было бы крайне любопытно узнать, что же так повлияло на "смену настроения" юристов.

Но и это еще не все! В 2020-м году музей предоставил Фонду "Сорос Кыргызстан" доступ к особо ценным фондовым произведениям. В рамках проекта фонда по созданию электронной галереи было оцифровано более 4000 произведений. В результате чего изображения охраняемых художественных произведений незаконно и неконтролируемо распространялись в сети интернет, что привело к нарушению трансграничной охраны авторских прав и их незаконной коммерциализации третьими лицами. Опять же, о соблюдении авторских прав и закона "О культуре" никто не соизволил задуматься. Ни музей, который НЕ является правообладателем прав, ни фонд "Сорос Кыргызстан", который ратует во всех своих проектах и акциях за соблюдение всевозможных прав. Вот такие двойные стандарты. Ущерб от таких действий, причиненный не только законным правообладателям, но и государству, не поддается исчислению.

Таким образом в скандале с нарушением прав на интеллектуальную собственность оказалось замешано представительство корпорации Samsung ("Самсунг") в Республике Казахстан. Известное произведение "На Току" Федора Стукошина, которое еще при СССР вошло в историю мирового искусства, было использовано в коммерческих целях компанией Samsung в рекламе своей продукции.

После того как произведение было использовано, представителям компании стало известно, кто является законным правообладателем, так как они присутствовали в 2021 году на заседании Государственного агентства антимонопольного регулирования при правительстве КР, были ознакомлены с заключением "Кыргызпатента" и правоустанавливающими документы истца. Тогда же, на заседании стало известно, что за день до его начала, между музеем и подрядчиком Samsung был заключен незаконный договор, согласно которому права на использование произведения "На Току" в коммерческих целях музеем были проданы. Судебные разбирательства по этому поводу уже тянутся 2,5 года и также, как и по иску против Фонда "Сорос Кыргызстан", постоянно откладываются.

По сей день права наследника художника они не признали, прекращать незаконное использование произведения отказались несмотря на то, что в представительство компании Samsung в Казахстане были направлены все правоустанавливающие документы.

Ну и, в качестве "вишенки" во всей этой истории стоит указать, что в незаконном использовании произведений таких художников, как Стукошин и Чуйков, была замечена кыргызстанская компания "ШОРО" в рамках рекламы своей продукции. По факту чего также идут судебные разбирательства. Представители ЗАО "Шоро" оказывают активное противодействие своевременному и законному судебному разбирательству", - сообщается в письмах.

Но вот еще, что интересно: как следует из обращения к Президенту и главе ГКНБ, Министерством культуры КР в связи с разбирательством наследников художника по факту нарушения их прав "была предпринята попытка "получения", а, по сути, незаконного завладения исключительными правами на фондовые произведения". Попытка, к счастью, провалилась. Но юридическая оценка действиям чиновникам, судя по всему, до сих пор не дана.

К судебным процессам, кстати, присоединяются и наследники художника Семена Чуйкова – того самого, который написал "визитную карточку" изобразительного искусства Кыргызстана – "Дочь советской Киргизии". Точно также, как и в случае со Стукошиным, музей, "Сорос" и "ШОРО" незаконно использовали изображения его произведений.

Как стало известно нашей редакции, в адрес представителя наследника и обладателя авторских прав на произведения Федора Стукошина поступали угрозы в завуалированной форме. Наследники художника выражают серьезную обеспокоенность за свою безопасность, отмечая, что ранее уже предпринимались попытки их дискредитации и давления. Этот инцидент вызывает вопросы о попытках влияния на ход дела.

И это, на самом деле, объяснимо. В качестве материальной и моральной компенсации в деле фигурируют достаточно серьезные суммы. И, помимо этого, на кону стоит международная репутация фонда "Сороса" (хотя, о какой уже репутации может идти речь) и свобода некоторых чиновников Кыргызстана, в том числе высокопоставленных.

Теперь слово за президентом Садыром Жапаровым и главой ГКНБ КР Камчыбеком Ташиевым. Защитят ли они интересы известного кыргызского художника, ветерана-панфиловца и честь и достоинство судебной системы Кыргызстана? И, более того, предотвратят ли они прецедент, когда незаконные действия "Сороса" и музея в целом ставят под угрозу права всех наследников художников СССР, произведения которых находятся в музее. А их там несколько тысяч…

Комментарии
Ю.
27.01.2025, 19:59

К сожалению, вся эта ситуация вытекает из крайне низкой профессиональной подготовки мин. культа КР и музейщиков, а также их просто нереальной хапужности.

Ведь эти проблемы с музеем тянутся давно. Ещё когда директором Музея им. Г. Айтиева был Шыгаев.

Сейчас никто не знает остались ли в запасниках музея оригиналы работ Рериха, Врубеля и многие другие оригиналы...

0
Цитировать
Жалоба модератору
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
@2017-2025 Новости 312
При размещении материалов на сторонних ресурсах гиперссылка на источник обязательна.

НАВЕРХ  
НАЗАД