
ГКНБ Кыргызстана раскрыл масштабную коррупционную схему на контрольно-пропускном пункте "Чалдовар-Автодорожный" в Чуйской области. В преступлении участвовали 24 должностных лица из налоговой службы, пограничной службы, фитосанитарной службы и органов весогабаритного контроля.
Об этом сообщил председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев на совещании с руководителями министерств и ведомств 24 сентября.
Коррупционная сеть была организована путем предварительного сговора чиновников различных контролирующих органов с так называемыми "толкачами". В схеме участвовали:
Преступники создали фиктивные компании ОсОО "ТД Жорго" и ОсОО "Радиант" для незаконного импорта товаров из стран ЕАЭС с использованием поддельных документов, в которых искажались данные об объеме и стоимости ввозимых грузов.
18 сентября задержаны граждане "Н.Ж." и "Э.Т.", от которых получены неопровержимые доказательства коррупционной схемы. Установлено, что в создании фирм-прикрытий участвовали граждане КР Ж.Н.Т., Ш.у.К. (депутат местного кенеша села Чалдовар), Т.К.Э., а также гражданин Узбекистана Т.Э.Н.
"Толкачи" брали с владельцев грузов от 1500 до 2000 долларов за каждую единицу большегрузного транспорта. Размер взяток должностным лицам составлял от 5 до 7 тысяч сомов с машины. Ежедневно с КПП "Чалдовар-Автодорожный" собиралось около 80 тысяч сомов.
Взятки передавались через пополнение интернет-кошельков "М-Банк" и наличными для сокрытия контрабандного ввоза товаров. Действиями коррупционной схемы бюджету республики нанесен многомиллионный ущерб.
Ташиев сообщил о поступлении аналогичных сведений о коррупции на других контрольно-пропускных пунктах Чуйской области - "Ак-Жол Автодорожный" и "Ак-Тилек Автодорожный".
Председатель ГКНБ поручил уволить всех виновных лиц, наложить арест на их имущество и провести комплекс следственно-оперативных мероприятий для установления всех причастных к схеме. Также будут даны представления о пересмотре должностей руководителей государственных органов.
Ташиев отметил слабый контроль со стороны руководства ведомств за исполнением функциональных обязанностей сотрудников, несмотря на принятый в январе закон "О противодействии коррупции".